вторник, 10 февраля 2009 г.

Змеиное гнездо

Продолжение - начало в предшествующей лекции

Несмотря на то, что света в привычном понимании больше не было, я мог отлично ориентироваться в помещении, для чего достаточно было повернуться лицом к востоку. Я был уверен, что знаю, где находится восток, и в точности там, куда смотрели глаза, располагался фонтан слез, капли которых были настолько черны, что пространство вокруг них преисполнялось светлотой, впрочем, не могу поручиться, что все именно так и было и не было у пространства некоего тайного свойства темной самосветимости, благодаря которому жидкость, утолявшая жажду, казалась чернее.

Со временем я понял, что в темноте каждый цвет представляется в точности таким насыщенным и своеобразным, каким и задуман он теми, которые произродили систему координат для пространства. Синяя кошка показалась бы в темноте только синей, а красная красной, прекрасно выделяясь на фоне аналогичных цветов, обступающих нас, как плотная занавесь.

Каждый день или ночь горничная, вызвавшаяся мне помогать, выступала из клубящегося мрака - из углов, с потолка, - она вылезала из-под каменных плит, силуэтом проявлялась подле фонтана - в ее глазах блестели крупные слезы, вся ее фигура свидетельствовала о великом напряжении вечной борьбы. Я вцеплялся зубами в перья из ароматной стали на ее плечах, выпивая силу, пронзавшую нас в мгновения близости; ощущая много больше, чем тот, кто просто сжимает зубами оголенный электропроводящий кабель, я усваивал то, что существовало внутри нее.

Она приносила мне свежих речных червяков, которыми насыщал я тело свое, пока то набрякало в лежании на ледяных камнях. Чешуи червя скрипели на зубах, добела вычищая кости мои; кричащие души маленьких животных свиристели в заточении клеток тканей моих.

Однажды я увидел фигуру в темноте - это был мой австралийский предок. Он сидел на спинке кровати, раскинув руки в стороны и мерно покачивая головой.

-Я прошел около 0,000000001% вселенной, чтобы найти тебя. - Жмурясь, пробормотал он.

-Какие-то проблемы? - Я невольно вскинул брови. Дядюшка тихо рассмеялся и перелетел на спинку кресла.

-Позволь рассказать тебе правду. - Он закатил глаза. - Правду о том, зачем я был послан в вашу северную страну.

-Много лет тому назад этого здесь сидящего, - с этими словами дядюшка скосил глаза к переносице, - еще не было, но деды его уже получили тела. Знай-же, что нашим предком была птица. Зачем был создан наш род, что было до него, почему именно птица, чего хотела она, что существовало до нее, - она знает или не знает? Этого никто не знает. Много разных родов существовало - птицы, змеи, кузнечики, летучие мыши, и у всех были потомки. Почему? Они сами знают или не знают? Этого я сказать не могу. Была наша птица большая или маленькая, хищная или травоядная - она сама знает или не знает?

Я издал неопределенный звук и попросил переходить к делу.

-Ты спешишь, а между тем, все, что говорит здесь сидящий, очень важно выслушать и понять. Он не скажет ничего лишнего и каждое слово его наполнено значением. Каким значением и как оно соотносится с сутью? Он сам знает или не знает? Твои деды, которых я помню еще вот такусенькими, бежали по австралийским пустыням от белого человека, хотевшего одеть их в свое платье и научить пользоваться зубной щеткой. Это порча, которая трогает бабочку, оказавшуюся в четырех стенах жилища; это кошмар птички, залетевшей в подвергнутую евроремонту квартиру. Но с другой стороны это неприятность белого человека, оказавшегося в диких угодьях. То и другое недостаточно хорошо смотрится в чуждом окружении, не слишком хорошо ощущается. То и другое старается избежать соприкосновения с культурой своего врага. То и другое селится в удаленных местах и практикует изоляционизм. То и другое действует из расистских побуждений. Этот здесь сидящий - нацистский преступник, за которым охотятся общества охраны рыболовной наживки, охраны лисиц, охраны лишайника, покрывающего извечные камни.

-Многие из твоих дедов достигли тайных мест, в которых смогли превратиться - они превращались в наскальный рисунок, в узор облаков, в марево созвездий. Но таким образом они ничего не достигли - наскальный рисунок, узор облаков и марево созвездий оказались в сачке. Этот здесь сидящий уходил в небытие, он прошел через бездны по мостам, слушая говор водопадов, которых никто не видел. Или видел? Так или иначе, он появился в вашей северной стране из воздуха, он нашел себя в телефонной будке и вытащил из кармана записку с номером. Он набрал номер и позвонил, но он не понимал, что делает. Он полетел в высокое здание, забрался на этаж, он видел какие-то фигуры. В нем было больше или меньше сознания, чем в неживом предмете интерьера?

-А что было с теми предками, которых поймали и перевезли в северную страну? - Решил я уточнить.

-Когда их выгрузили из корабля, планируя разместить в кунсткамере или цирке... Кунсткамере или цирке? Когда их выгрузили из корабля, разразилась сильная гроза и порт сгорел. Напуганные и деморализованные, сидели они среди выжженной земли, черпая пригоршнями пепел. В это время мимо проезжали цыгане, которые заметили странных людей в набедренных повязках. Так твои предки стали путешествовать вместе с цыганами и выступать на площадях. От судьбы невозможно уйти - так говорит здесь сидящий - и тот, кому еще суждено выступать в трагикомедии, не погибнет даже в эпицентре ядерного взрыва.

-Итак, - дядюшка сорвался с кресла и перелетел на стол, - этот здесь свободно летающий прибыл сюда. Он заметил одно странное обстоятельство - когда один из цыганских прикормышей находился тут, в доме был кто-то еще. Да, я увидел, что ты сел в лифт не один.

Он перешел на "я", заставив меня вздрогнуть от неожиданности.

-Я последовал за тобой в коридор и прислонился к дверцам лифта, чтобы убедиться в правильности своего предположения. Как и следовало ожидать, вместе с тобой в лифт заползла змея, но дальше произошло нечто непредвиденное. Откуда появилась змея? Она сама знает или не знает? Я могу лишь гарантировать, что до этого ее не было в одном мире с нами. Итак, дальше произошло нечто удивительное: вместо того, чтобы вцепиться когтями в змею и расправиться с ней, ты пошел на переговоры. Ты сам знал об этом или не знал? Этого я выяснить не могу.

-Конечно знал. - Я вежливо улыбнулся и покачал головой.

-Я прилетел сейчас, чтобы вызволить тебя. Пойдем со мной в цветущие пейзажи нашей древней страны, побудем рядом со скалами, на которых нарисованы предки, там я передам тебе оружие, при помощи которого сокрушишь врагов твоих и змею. Я покажу, как строили наши предки частокол вокруг ареала своего.

-Нет. - Я опустил веки, а затем сел на камни и, скрючившись, погрузился в раздумия. Я не мог уйти вместе с этим летающим человеком, который не хотел входить в положение других существ, а ведь тем могла требоваться помощь. Я помнил мольбу в глазах горничной - когда я впервые посмотрел на нее в лифте - но разве можно хоть на мгновение допустить, чтобы я не увидел этого взгляда или забыл о нем? Об этом не может быть и речи, это полностью и безоговорочно невозможно, как невозможно и сказать: "кто бы защитил ее?". Пока я существую, ей достаточно будет бросить косой взгляд, чтобы наметить жертву.

-Я питался вместе с нею, одними губами мы ели одну пищу. - Сказал я. - Передай своим, что я отлучился от вашего рода и сделался предком пернатых змей, которым отныне расти, а вам умаляться. Потомки всех других родов будут отданы в пищу нашим детям, которые будут появляться из ниоткуда, нападать со спины, выходить из стен и выползать из яростных блесков маковок и куполов, о они прекрасны, поистине, они великолепны. Сейчас ты можешь уйти, но горе тебе, если движения твои покажутся нам угрожающими. Если хотя бы одна песчинка на дороге, по которой ты прошел, покажется святой змее неприятной, все щупальца преисподней сомкнутся в едином акте и настигнут тебя - в полете, в пешей ходьбе или в поползе, даже если ты нырнешь в изначальные воды, то там существующее неосуществленное ополчится на тебя. Поэтому ступай осторожно, словно ты слон или кит, падающий сквозь облака.

-Ладно. - Дядюшка кивнул и стал медленно растворяться в темноте - он сливался с цветовыми полосами, шумевшими в окнах, пока не исчез. Я видел, как он летит над безднами, легко касаясь мостов кончиками крыльев.

-Я могу убить тебя силой духа, - напомнил я ему, - пока ты не на своей территории. Лети осторожно, подобно птичке или эдельвейсу, оказавшимся в глубинах горы. Смотри на предметы, которые красивы и опасны, как стеклянные украшения дерев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating